Тонирование паркета лаком, маслом, морилкой и основные ошибки. Как затонировать фары лаком своими руками: пошаговая инструкция Нормативы по законодательству

Тонирование паркета лаком, маслом, морилкой и основные ошибки. Как затонировать фары лаком своими руками: пошаговая инструкция Нормативы по законодательству

Процесс состоит из следующих этапов:

  • подготовка поверхности напольного покрытия – от качества выполнения этого шага зависит равномерность и глубина прокраски;
  • выбор цвета – готовое изделие может несколько отличаться от представленного в каталоге, а исправить ситуацию будет достаточно сложно, поэтому необходим опыт мастера;
  • нанесение тонирующего состава, лака или масла, с последующим их закреплением – в этом пункте важно, чтобы все компоненты были совместимы, иначе вполне вероятно проявление различных дефектов тонированного дерева.

Подготовка поверхности

Для того чтобы приступить к процессу тонирования, необходимо провести комплекс необходимых мероприятий:

  • если реставрируется старый пол, необходимо снять слой прежнего лака или масла путем циклевания;
  • поверхность деревянного напольного покрытия следует тщательно отшлифовать;
  • обязательно провести качественную уборку, в том числе влажную. К работе по тонированию доски можно будет приступить после полного высыхания древесины.

Подбор цвета и пробные выкрасы

Важным этапом является подбор цветовой. Следует понимать, что глубина цвета и оттенок при тонировании древесины создает определенный эффект в помещении:

  • темные тона внесут черту элегантности в интерьер;
  • белый – выглядит стильно и аккуратно;
  • коричневый – создает уютную атмосферу;
  • красные оттенки – добавят гармонии и тепла;
  • серый – прибавит черту безмятежности.

Определить стиль Вашего будущего интерьера можете только Вы. Задача специалиста точно воплотить мечту в реальность. Для того чтобы полученный цвет соответствовал принятой концепции, перед нанесение тонировки на паркетную доску по всей поверхности напольного покрытия, необходимо провести пробные выкрасы, которые позволят увидеть реальный оттенок, зависящий от породы древесины, качества доски и красящего состава. В случае несоответствия у Вас останется возможность корректировки тона.

Нанесение тонирующего состава

Сложность процесса тонировки паркета цветным лаком или маслом заключается в равномерном нанесении состава на всю площадь без пятен. Быстрое высыхание требует особой квалификации мастера. На очищенную подготовленную поверхность наносят как минимум двойной слой тонирующей композиции. Обязательно соблюдение направления движения покраски – оно производится вдоль древесной текстуры. Каждый слой наносят только после окончательного подсыхания предыдущего с обязательным втиранием состава. После того как достигли желаемого цвета, переходят к закреплению лаком или маслом.

Существует несколько способов тонирования деревянных напольных покрытий. Чаще всего применяют:

  • тонировку деревянных полов маслом, что придает им натуральный изящный вид, обеспечивает защиту древесины от влаги и других внешних воздействий. Основное правило при работе с такими составами заключается в том, чтобы наносить тонкий слой масла;
  • яркая палитра лаков всевозможных цветов позволяет осуществить ремонт в стиле модерн. Кроме того, лак не проникает глубоко в древесину, что облегчает возможность
  • радикального изменения интерьера.

Очевидным преимуществом тонировка деревянного пола лаком, кроме возможности менять цвет напольного покрытия, является увеличение срока службы паркета. Интенсивность цветовой гаммы зависит от количества нанесенных слоев. Необходимо помнить, что лаку свойственно постепенно стираться. Произвести локальную реставрацию невозможно, при появлении потертостей придется полностью вскрывать покрытие на всей плоскости пола. Чтобы дольше сохранить готовое лаковое изделие в хорошем состоянии, на поверхность необходимо периодически обновлять защитное покрытие.

Масло

Количество слоев декоративного масла зависит от особенностей древесины, этот же фактор влияет на глубину проникновения красящего состава. Важность этого замечания заключается в том, что изменить цвет напольного покрытия, которое глубоко впитало в себя оттенок практически невозможно. С другой стороны, существует неоспоримое преимущество покраски маслом. Оно заключается в том, что при возникновении точечного повреждения, его получится отреставрировать, не затрагивая при этом всю площадь пола. Кроме того, существуют натуральные составы, позволяющие произвести качественную и при этом экологичную тонировку паркетного пола маслом, что важно для детей и аллергиков.

Здравствуйте. Как и обещал в предыдущих статьях, сегодня буду повествовать о том, как затонировать фары лаком в домашних условиях правильно и с минимальными затратами времени и сил.

Вступление относительно правомерности и целесообразности данной процедуры я сознательно опущу, поскольку в предыдущей статье: "О тонировке фар..." все детально изложил и повторяться не вижу смысла. Вместо этого предлагаю сразу перейти к делу.

Тонировка фар лаком - пожалуй, самый простой и распространенный способ тонировки, поскольку не требует особых навыков или инструмента, а также отнимает минимум времени. Также плюс в том, что стоимость такой процедуры довольно небольшая, к тому же в случае неудачи, или желания удалить тонировку, вы сможете без труда снять слой лака специальной жидкостью (средством для снятия лака без ацетона).

Что потребуется для работы?

1. Тонирующий лак для фар (это может быть баллончик или купленный у маляров лак, который будет наноситься "пистолетом");

2. Уайт-Спирит;

3. Ватные диски или кусок чистой ткани, не оставляющей ворсинок;

4. Наждачка (плотность: 1000-1500, 2000-2500);

5. Если вы решили не снимать фары, то вам также потребуются защитная пленка и скотч, которым вы будете оклеивать поверхность вокруг фар;

6. Чистое помещение с хорошей вентиляцией и температурой воздуха не ниже +20°-25°.

Как затонировать фары своими руками?

1. Первое, что необходимо сделать, это или обклеить поверхность вокруг фар для того, чтобы на нее не попал лак. Если демонтаж фар на вашем авто процедура не из легких, лучше выполнить оклейку. Оклеивать необходимо как можно больше поверхности вокруг фар, например, если вы собираетесь тонировать лаком передние фары , то оклеить следует весь капот, бампер и передние крылья.

3. Этот шаг многие игнорируют и пропускают сознательно или нет, незнаю. Речь о матовании поверхности, дело в том, что для лучшего результата поверхность рекомендуется зачистить наждачкой, для того чтобы поверхность фары стала матовой и лак ложился ровно. Кроме того, шероховатость не позволит лаку сползать во время нанесения и в будущем тонировочный лак будет крепче держаться. Однако есть у матования и недостатки. Если вы пройдетесь по поверхности фары наждачкой, вы снимете защитный слой, предотвращающий повреждения фары и защищающий фару от солнечных лучей. Более того, если вам не понравится результат и вы захотите "растонировать" свои фары, используя вышеописанную "жидкость для снятия лака без ацетона", вы получите матовую фару, которую все равно придется покрывать бесцветным лаком для того, чтобы придать ей глянцевости. Если вы все же решили зашкурить поверхность, используйте для этого наждачную бумагу 1000-1500, а также 2000-2500 плотности.

5. Независимо от того баллончиком или краскопультом вы собираетесь тонировать ваши фары, наносить лак следует по определенным правилам. Во-первых, перед тем как затонировать фары лаком необходимо как следует встряхнуть баллончик (+-10 мин.), если вы используете краскопульт этот пункт пропускаем. Во-вторых, расстояние от форсунки распылителя до поверхности должна быть примерно 15-20 см, это необходимо для того, чтобы лак ложился ровно и не образовал подтеков и пятен. В-третьих, лак следует наносить в несколько слоев: 1-й слой должен быть самым тонким и прозрачным, это так называемая база, на которую будут ложиться остальные слои, 2-слой делаем более плотным и равномерным, 3-й - финишный слой, он должен быть примерно таким же как первый и должен исправить недочеты двух предыдущих. Если есть необходимость можно дать еще один слой лака. Между слоями даем лаку подсохнуть на протяжении часа, хотя это приблизительно, все зависит от толщины слоев, качества самого лака, а также температуры окружающей среды.

Когда лак высохнет полностью, а это как правило от 12 до 24 часов, фары можно ставить на место и приступать к эксплуатации своего тюнингованного авто с тонированными фарами. У меня все, напоследок рекомендую посмотреть видео о том, как правильно тонировать фары лаком .

Тонировка фар лаком видео

А также как затонировать фары лаком из баллончика:

Тонировка паркета позволяет защитить пол от механических воздействий и влаги, а также изменить или подчеркнуть цвет. Даже самую дешёвую древесину можно превратить в нечто красивое и необыкновенное.

Чем лучше делать тонировку

Основными материалами для тонировки паркета являются:

  • масло;
  • морилка;
  • специальные системы окрашивания;
  • воск.

Масло

Масло - это универсальное средство. Его используют не только для тонировки паркета, но и мебели, стен, дверей и многого другого.

Внимание ! Так как пол постоянно подвергается сильным нагрузкам и трению, масло должно подбираться с высокой степенью износостойкости.

Тонировку паркета маслом делают в 2 или даже 3 слоя (если это не запрещено производителем покрытия). Иначе рекомендуется использовать двухкомпонентное масло или масло с твёрдым воском.

Выбор масла также зависит от вида древесины. Так, например, если паркет из экзотических пород, то потребуется специальное масло, глубоко проникающее в поры. Если покрыть обыкновенным маслом, то оно будет сохнуть очень долго, из-за наличия у таких видов древесины масляных карманов.

Преимущества масла:

  • благодаря глубокому проникновению в поры, древесина надёжно защищается не только снаружи, но и внутри;
  • отсутствует поверхностная плёнка как у лака, в итоге паркет может дышать;
  • не начинает со временем трескаться и облупливаться;
  • можно использовать в помещениях без отопления;
  • между нанесением нескольких слоёв не требуется шлифовка;
  • большая цветовая гамма, также можно смешивать для получения нового оттенка;
  • длительный срок эксплуатации;
  • экологичное и безопасное средство;
  • перед повторным обновлением покрытия не требуется шлифовка.

Недостатки:

  • после тонировки паркета маслом, нельзя будет покрыть чем-то другим, например, лаком, так как масло проникает в поры древесины;
  • раз в полгода или год потребуется частичное или полное обновление покрытия.

Виды масел:

  • однокомпонентное;
  • двухкомпонентное;
  • однокомпонентное с твёрдым воском.

Основой однокомпонентного масла являются соевые, подсолнечные, льняные масла. Используют такое масло в основном в местах с лёгкой нагрузкой или для мебели.

Для пола следует использовать только высокоустойчивое масло и наносить в несколько слоёв.

Двухкомпонентные масла состоят из тех же масел, но с добавлением полиуретана. Благодаря последнему масло быстрее высыхает, но и срок работы со смесью сокращается.

Однокомпонентное масло с твёрдым воском имеет тот же состав, но с добавлением воска. У такого масла хорошие эксплуатационные характеристики, так как масло проникает вглубь древесины, а воск покрывает поверхность тонкой плёнкой, через которую паркет сможет дышать.

Процесс тонировки состоит из двух частей, сначала наносится цветное масло, а затем бесцветное.

Паркет, покрытый маслом, требует определённый уход. Раз в полгода пол необходимо протирать мягкой тканью со специальным средством, а раз в три года снова делать тонировку тем же маслом. Или же можно делать раз в год только полную тонировку паркета.

Важно ! Перед тонировкой паркет необходимо обязательно отмыть моющими средствами, но не содержащими щёлочь (подобные моющие средства лучше покупать там же, где и было приобретено масло).

К повседневному уходу относится уборка с пылесосом и влажной тряпкой.

Лак

Тонировка паркета лаком тоже позволяет изменить цвет паркета. Тонировать можно сразу цветным лаком или добавить определённый колер в бесцветный лак.

Для того чтобы цвет был насыщеннее, наносится много слоёв.

Лак не проникает в структуру древесины. Поэтому если появилось желание сменить цвет, то паркет необходимо просто отшлифовать, убрав полностью прежний слой.

Недостаток лакового покрытия в том, что он неустойчив к постоянным нагрузкам. К тому же не позволяет древесине дышать. В случае попадания под него воды, лак начинает отваливаться.

Также очень трудно в местах стыка нанести лак равномерно (желательно, чтобы тонировку проводил человек с опытом работы в этой сфере).

Морилка

Тонировка паркета морилкой позволяет подчеркнуть естественную красоту структуры древесины (прозрачная тонировка). Паркет будет не только ярким и насыщенным, но и защищённым от большинства воздействий.

Морилку наносят в три слоя. При этом первый и второй слои должны сохнуть трое суток, а последний неделю. Затем поверхность промывают и покрывают двойным слоем лака.

Недостаток такой тонировки в том, что древесина имеет разную структуру, в итоге цвет паркета получается неравномерным.

Специальные окрашивающие системы

Преимущество окрашивающих систем - длительное время высыхания в момент нанесения, в результате получается более качественное покрытие.

После тонировки необходимо ждать пока пропитка впитается, а после обрабатывается профессиональной машиной для равномерного и полного впитывания.

К одной из самых популярных относится система для окрашивания Bona Create. Она имеет однородный состав, благодаря чему не образуются пятна. Хранить, даже в открытом виде, можно долгое время. Основой её состава является древесное масло.

Выпускается в девяти основных тонах, которые можно смешивать для получения необходимого оттенка.

Тонировка паркета средством Bona Create получается высокого качества и служит длительный срок.

Выбор цвета

Совет ! Выбирая цвет, проверяйте его на уже готовом для тонировки паркете, чтобы убедиться, что оттенок подойдёт для этого помещения (мебель, стены, обои, потолок).

Всё больше набирает популярность белый цвет тонировки паркета. Ведь этот цвет всегда в моде и сочетается с большим количеством стилей в дизайне. К тому же если комната небольшого размера, то она визуально увеличится. На белом паркете практически незаметна пыль.

Если выбираете тёмный цвет, то стены и потолок обязательно должны быть более светлого оттенка, иначе в комнате будет слишком темно. Часто не рекомендуют делать тонировку паркета в чёрный или сильно тёмные цвета, так как даже небольшие царапины на нём будут сильно заметны. Но если паркет очень старый, то именно насыщенный тёмный цвет скроет все недостатки (шоколад, тёмный каштан и так далее).

Оттенки красного цвета привнесут в комнату уют и тепло (вишня, махагон и тому подобное).

Серый цвет тонировки в сочетании с бежевыми тонами поможет сделать любую комнату спокойной и очень комфортной. Также можно комбинировать с чёрным и белым цветами.

Тонировка коричневого цвета подойдёт практически для любого дизайна комнаты.

Подготовка и технология нанесения

Первый этап - циклёвка. При помощи специальной машины поверхность пола очищается от грязи и старого покрытия.

На втором этапе производится шлифовка поверхности паркета с крупным зерном. Дальше размер зерна постепенно уменьшают.

При этом каждую древесину нужно отшлифовывать с индивидуальным подходом, в связи с тем, что у них разная структура и возраст. Если древесина будет отшлифована слишком крупным зерном, то после тонировки паркета будут заметны царапины, а если сделать чересчур мелким зерном, то пропитка будет плохо впитываться. В итоге цвет паркета получится невзрачным.

Всех легче обрабатывается дубовый паркет и из ясеня, а буковый и грушевый очень сложно.

Третий этап - шпатлёвка и снова шлифовка (для удаления излишков шпатлёвки).

Четвёртый этап - очищение от пыли и промывка поверхности.

Заключительный этап - тонировка паркета. Тонировку наносят кистью, валиком, шпателем (в зависимости от выбранного средства и инструкции к нему), а затем обрабатывают специальной однодисковой машиной. Можно делать тонировку паркета только своими руками, без использования специальной техники, но так работа будет длиться намного дольше, и конечный результат может получиться не лучшего качества.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

просмотров