Наглядный материал по. Изготовление демонстрационного материала для детского сада. Свойства наглядных материалов

Наглядный материал по. Изготовление демонстрационного материала для детского сада. Свойства наглядных материалов

Контрольная работа

1. . 3

2. . 5

3. 7

4. .. 9

Список литературы .. 11


1. Значение наглядности в обучении детей элементам математики

В теории обучения особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса.

Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев), знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская), а также слово (Г.С. Касюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.), участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.

Можно сказать, что средства обучения - это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.

Различают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные) модели.

В свою очередь материально-предметные модели подразделяются на физические, предметно-математические (прямой и не прямой аналогии) и пространственно - временные.

Среди идеальных различают образные и логико-математические модели (описания, интерпретации, аналогии).

Ученые М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин под средствамипонимают то, «С помощью чего обеспечивается передача информации - слово, наглядность, практическое действие».

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях.

Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математический понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценно владение математическими знаниями и умениями.

Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике, в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности. Например, обучению счету можно предложить детям реальные (мячи, куклы, каштаны) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине.

На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, в этом случае главную роль играет зрительный анализатор.

В другой же раз эти же самые счетные операции можно выполнить,активизируя слуховой анализатор: предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.

Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников.

Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Таким образом, рассмотрев историческое становление принципа наглядности, можно придти к выводу, что в теоретическую разработку и применение принципа наглядности внесли большой вклад такие педагоги, как Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Песталоцци И.Г. и др.

Коменский считал, что принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности внес много ценного Ушинский: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности.

Он отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Следует отметить, что современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Изучив материал, можно сделать вывод, что наглядность в дидактике - это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

2. Виды наглядного материала, используемого в работе по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов - цифр, знаков, действий.

В работе с детьми используется различные геометрические фигуры, а также карточки с цифрами и знаками.

Широко используется словесная наглядность - образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Характер наглядности, его количество и место в учебном процессе зависят от цели и задач обучения, от уровня усвоения детьми знаний и умений от места и соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения знаний. Так, при формировании у детей начальных представлений о числе счете в качестве наглядного материала широко используется разнообразные конкретные множества, при этом весьма существенно их разнообразие (множество предметов, их изображений, звуков, движений). Воспитатель обращает внимание детей на то, что множество состоит из отдельных элементов, оно может быть поделено на части (под множество). Детям практически действуют с множеством, постепенно усваивают основное свойство множества при наглядном сравнении - количество.

Наглядный материал способствует пониманию детей того, что любое множество состоит из отдельных групп, предметов. Которые могут пребывать в одинаковом и не одинаковом количественном соотношении, а это готовит их к усвоению счета с помощью слов - числительных. Одновременно дети учатся раскладывать предметы правой рукой с лева на право.

Постепенно, овладевая счетом множеств, состоящих из разных предметов,дети начинают понимать, что число не зависит ни от размера предметов, ни от характера их размещения. Упражнять в наглядном количественном сравнении множеств, дети на практике осознают соотношение между смежными числами (4<5, а 5>4), и учатся устанавливать равенство.

На следующем этапе обучения конкретные множества заменяются «Числовыми фигурами», «Числовой лесенкой» и др.

В качестве наглядного материала используются сюжетные картинки, рисунки.

Так, рассматривание художественных картин дает возможность осознать, выделить, уточнить временные и пространственные отношения, характерные особенности величины, формы окружающих предметов.

В конце третьего - начале четвертого жизни ребенок способен воспринимать множества, представленные с помощью символов, знаков (квадраты, кружочки и др.).

Использование знаков (символической наглядности) дает возможность выделять существенные признаки, связи и отношения в определенной чувственно-наглядной форме.

Используются пособия - аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости, например с помощью магнитиков).

Эта форма наглядности дает возможность детям принимать активное участие визготовлении аппликаций, делает учебные занятия более интересными и продуктивными.

Пособия - аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели.

К наглядности относятся и технические средства обучения. Использование технических средств даёт возможность полнее реализовать возможности воспитателя, использовать готовые изографические или печатные материалы.

Воспитатели могут сами изготавливать наглядный материал, а также приобщать к этому детей (особенно при изготовлении наглядного раздаточного материала).

Часто в качестве счётного материала используется природный (каштаны, жёлуди, камушки).

3. Педагогические требования к наглядному материалу и его использованию на разных этапах обучения дошкольников элементарным математическим представлениям

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

Чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

Наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном
количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим
требованиям.

Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала.

При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал.

Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания.

Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.
Так, если дети получают начальные представления о тех или другихсвойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств.

В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе.

При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой - треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детямразличные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа изединиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

Способы использования наглядности в учебном процессе различные -демонстрационный, иллюстративный и действенный. Демонстрационный способ (использование наглядности) характеризуется тем, что сначалавоспитатель показывает, например геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее.Иллюстративный способ предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателем. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление. Для действенного способа использования наглядного материала характерна связь слова воспитателя с действием. Примерами этого может быть обучения детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять. Очень важно продумывать место и порядок размещения используемого материала. Демонстративный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось.

4. Подбор наглядных пособий для работы по развитию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы

Старшая дошкольная группа, по сравнению со средним дошкольным возрастом отличается расширением видов наглядных пособий и некоторым изменением их характера.

В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например "числовые фигуры", "числовая лесенка", "схема пути" (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить "заместители" реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур.

Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки - маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы.

Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.

Список литературы

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

2. Ерофеева Т.И., Новикова Л.Н. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992 - 191 с.

3. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 280 с.

4. Пышкало А.М. Методика обучения математике. М.: Просвещение, 1995. - 250 с.

5. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. - 64 с.

6. Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007 .- 75 с.

7. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду - М: Академия, 2000 - 272 с.

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.
Требования к иллюстративно-наглядному материалу. При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.
Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
Методика рассматривания картин. При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.
Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так, после наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с детьми соответствующую иллюстрацию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они видели воробьев, что делали птицы. Он побуждает повторить некоторые движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».
Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые" знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.
Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Так, например, при формировании понятия «животные» воспитатель готовит картины с изображениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д. Рассматривая с детьми каждую из картин, он обращает их внимание на те общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в одну группу — животные. С этой целью задает примерно такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно назвать зверей, птиц, рыб? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему? И т. д.
Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты — необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.
Учебный экран как метод ознакомления с природой. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животногр, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.
На занятиях в детском саду могут быть использованы различ ные экранные средства, формирующие знания о природе: , кино1 фильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать" содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправленного руководства познавательной деятельностью детей.
Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содержание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается. Для сохранения устойчивого внимания на протяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя.
В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Воспитателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма.
После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности восприятия фильма, и неудовлетворение, если содержание фильма было непонято. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными.
Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.
Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.
Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвященные определенной теме. По статичности изображения они напоминают дидактические картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов — иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний.
Использовать диапозитивы рекомендуется начиная с младшего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.
Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.
Диафильмы о природе широко используются в работе с дошкольниками, помогая воспитателю решать многие задачи: закреплять и расширять представления об известном, знакомить с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.
Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расширена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.
Демонстрация моделей. Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметно ная модель — заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
2. Предметно-схематические- модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой.) Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания (рис. 10).
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.
Далее рассматривается та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д.). Для демонстрации воспитатель готовит модели крупного размера. На первых занятиях следует показывать детям модели 1—2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необходимую группу выделенных признаков.
Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или.животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».
Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается их новое состояние: к изображению семян подрисовываются ростки. Данная схема-модель помогает наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги.
Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о птицах. В первой части беседы идет рассматривание птиц по картинам и сравнение их, а также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во второй части — нахождение общих для всех птиц признаков и демонстрация их в модели, в третьей — обобщение. С этой целью воспитатель показывает детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.
Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного отношения к природе.

иллюстративно-наглядного материала в разных возрастных группах. 5. Разработайте модели для использования в работе с детьми по ознакомлению с природой.

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

Значение наглядного материала для дошкольников

Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

К.Д. Ушинский

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

Цели и задачи создания наглядного материала

Приём наглядности - один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

  • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
  • формированию пространственных и количественных представлений;
  • развитию абстрактного и логического мышления;
  • совершенствованию речи и образного мышления;
  • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Основные виды наглядного материала

Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

Виды наглядности:


Виды наглядного материала:

  • Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта - используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
  • Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
  • Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).

    Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию

  • Предметные картинки.

    Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление

  • Тематические газеты и плакаты.
  • Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
  • Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
  • В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
  • Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.

Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»

Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:

  • Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.

    Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков

  • Предметно-схематическая модель иллюстративно воспроизводит внутренние связи с помощью предметов-заместителей и рисованных изображений (силуэты, контуры, геометрические фигуры).

    Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам

  • Графические модели - обобщают и систематизируют информацию в схематическом виде (мнемотаблицы, графики, пиктограммы). Мнемотаблицы особенно хорошо себя зарекомендовали при разучивании стихотворений: каждое слово или группу слов изображают в виде картинки, таким образом, всё стихотворение преобразуется в схематический ряд. Дошкольник, опираясь на графическую символику, расположенную в цепочке из квадратиков, воспроизводит текст стихотворения по памяти. Со временем ребёнок сам становится автором подобных стихотворных схем.

На этой странице интернет-магазина представлены наглядные пособия для детского сада . Их разработка производилась с учетом рекомендаций и указаний детских психологов и педагогов. Все наглядно дидактические пособия учитывают особенности программ и соответствуют их содержанию. Благодаря своему разнообразию, красочности и привлекательности они станут отличными помощниками для воспитателей. Поскольку пособия для детского сада просты и доступны, они могут использоваться не только в образовательных заведениях, но и в домашних условиях. Родители могут их применять для домашних занятий с детьми.

Дидактические пособия предназначены для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками. Однако затем следует изученное закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.

Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Такой результат может достигаться только благодаря качественным, удобным, ярким наглядным материалам. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него. Благодаря этому разнообразные понятия включаются в сферу используемых. Все это повышает качество обучения.

В магазине в широком ассортименте представлены дидактические пособия из серии Мир в картинках . Яркие и достоверные изображения позволяют ребенку не только запомнить определенные характеристики, но и создать определенный образ. Для развития речи предназначаются наборы Рассказы по картинкам . Воспитатели могут воспользоваться материалами Расскажите детям о… В них рассматриваются практически все сферы, с которыми сталкиваются ребенок. Эти наглядные материалы позволяют рассказать детям о грибах, деревьях, домашних и лесных животных, морских обитателях и насекомых, птицах, садовых ягодах, фруктах и многом другом. Используйте пособия и ваш рассказ дополнится яркими картинками, и создастся нужный образ.

Помимо привлекающих внимание картинок пособия "Расскажите детям о…" содержат стихи и загадки на заданную тему, о предметах, которые рассматриваются. Это является необходимой составляющей для комплексного восприятия информации. Она получает не только зрительную, но и звуковую составляющую.

Все эти пособия легки в использовании, поэтому могут использоваться родителями для домашних занятий. Используя наглядные пособия, можно играть в различные познавательные игры. В будущем такие занятия хорошо отразятся на дальнейшем развитии и обучении ребенка. Они дадут необходимую базу знаний для лучшего восприятия школьного материала.

просмотров