Чернение алюминиевой фольги. Оксидирование алюминия в домашних условиях. Что понадобится для работы

Чернение алюминиевой фольги. Оксидирование алюминия в домашних условиях. Что понадобится для работы

Я долго искал приемлемый метод чернения металла, который можно было бы применить в домашних условиях и получить приемлемое качество чернения.

Самый доступный казался это купить баллончик с матовой черной краской и закрасить нужные части. Но даже этот метод не такой уж и простой. Нужно подготовить среду, и точно не в квартире, а хотя-бы в гараже. И к тому же краску можно легко поцарапать.

Про метод анодирования я вообще умолчу, он требует повышенной техники безопасности и всякие эксперименты с серной кислотой меня не располагают.

Совсем недавно узнал о методе чернения хлорным железом. Чисто случайно - на рынке один человек сказал, что он опускает блестящие детали в отработку от вытравления печатных плат и получает таким образом хорошее чернение. Я подумал, хорошая идея, но в общем-то не обязательно искать отработку, достаточно просто найти хлорное железо (FeCl3) и сделать такой же раствор.

Хлорное железо я нашел и заказал через Интернет у частного продавца на доске объявлений, пакетик 200 г мне обошелся с почтовой пересылкой примерно 50 грн.

Я был приятно удивлен, поскольку в основном хлорное железо и продают для радиолюбитетей. Я и сам раньше увлекался радиотехникой, лет так 15 тому, и думал что сейчас эту индустрию уже давно вытеснили китайские готовые радиотехнические решения. Оказалось не вытеснили, раз есть предложение на хлорное железо, есть и спрос. Но не буду отходить от темы, далее по делу…

Я чернил этим методом алюминий, дюраль, сталь и латунь. И могу сказать, что лучше всего получилось с алюминием. Немного хуже, но приемлемо зачернилась дюраль. Сталь не зачернилась, но покрылась налетом, напоминающим ржавчину, она перестала блестеть, хотя бы так, все же стало немного лучше чем было. Латунь немного поменяла цвет - стала немного краснее, перестала блестеть, стала матовой, но черной не стала.

Метод чернения алюминия хлорным железом

Мне нужно было зачернить пару дюралевых колечек для макромеха и пару алюминиевых переходничков. Для такого небольшого количества деталей достаточно 15-20 грамм хлорного железа.

Хлорное железо в посуде для приготовления раствора

Вначале нужно развести его с небольшим количеством воды. На такое маленькое количество железа, воды нужно совсем немножко. Важно, чтобы в результате получилась густая смесь. чтобы она не растекалась а намазывалась на поверхность. Я делал на глаз - чем гуще раствор, тем лучше.


Пока раствор “настаивается” подготавливаем наши детали к чернению. Очищаем их от возможной грязи и пыли и обезжириваем. Я просто помыл их с мылом под краном, этого было достаточно.


Теперь, когда раствор готов, берем какую-то палочку. например для чистки ушей с ваткой на кончике. и аккуратно намазываем внутренние поверхности переходника. Я чернил только их, предпочитая оставить снаружи их блестящими. Следите, чтобы раствор оставался на поверхностях, а не стекал.


Деталь с намазанным раствором хлорного железа

В моем случае алюминиевые детали почернели через 7-10 минут. Дюраль темнела чуть дольше, может минут 20, точно время не засекал.


Дюралевое колечко потемнело

В результате поверхность стала темно-серая, матовая. Не бликует, что и требовалось получить.

Если результат вас не удовлетворил, можно промыть детали и пройтись еще раз оставшимся раствором. Я так и сделал с дюралью, сталью и латунью, в надежде что получится лучше.

Дюраль стала выглядеть заметно лучше, сталь и латунь остались такими же. Можно также оставить их намазанными на более длительное время.

После достижения чернения детали можно промыть проточной водой и высушить. Далее ими можно пользоваться.


Поверхность того же колечка после помывки и сушки. Чернением доволен.

После того, как я зачернил кольцо для макромеха, которое изначально блестело, контраст на фотографиях намного улучшился, особенно это стало заметно снимая черные детали с длинными выдержками.


Еще одна алюминивая деталь, зачерненая по тому же методу


А вот что случилось с латунью Она вообще не потенмнела, но стала матовой и немного поменяла цвет

Вот такой, относительно простой и качественный метод чернения. Надеюсь что будет полезен не только мне, но и другим энтузиастам.

Пожалуй, у каждого дома непременно найдется какая-нибудь вещичка или изделие из алюминия, которые уже потеряли свой презентабельный внешний облик, но вам очень хотелось бы им вернуть былую красоту с неизменно привлекательным видом античной старины. Как же тогда быть? Предлагаем вам сделать патинирование алюминия в домашних условиях самостоятельно, не прибегая к профессиональной помощи специалистов. Давайте рассмотрим данный процесс подробнее, чтобы вы четко представляли, что же вам придется делать.
А это сложно?
Чаще всего «состаривание» алюминиевых изделий практически ничем не сложнее, а порой даже и не легче, чем и других металлов. А все лишь потому, что алюминий прекрасно принимает всевозможные цветовые тона при электрохимическом оксидировании, или, иначе говоря, анодировании. В результате чего, на поверхности такого изделия образуется особая пленочка, предотвращающая появление коррозии металла, тем самым, придавая эстетический шарм готовому изделию.
Если же подобный способ вы посчитаете слишком сложным для вас, то можно воспользоваться и более простыми, например, самой обыкновенной тушью для рисования, черным лаком на основе спирта или же мелко раскрошенным графитом и другими окрашивающими специализированными средствами. После подобных методов необходимо всего-навсего лишь протереть «состаренную» безделушку керосином.
Нехитрый метод патинирования
Прочитав все вышеуказанные способы, вы так и не смогли выбрать – как же лучше всего вам «состарить» ваше новое алюминиевое изделие, тогда скорее прочтите этот несложный способ, позволяющий сделать патинирование алюминия в домашних условиях, с использованием простых подручных средств, которые стоят буквально копейки.
Для этого вам понадобится – готовую вещичку из алюминия тщательно протереть намоченным в ацетоне небольшим кусочком ткани, чтобы удалить все возможные «жирные» пятна или въевшуюся грязь, которые имеются на поверхности. После того, как все очистится и хорошенько подсохнет, вам обязательно нужно будет смочить изделие каким-нибудь растворителем, к примеру, «Уайт-спирит» или каким-либо другим, который вы сможете найти дома, или купить в магазине хозяйственных товаров. Затем обожгите заготовку паяльной лампой.
Но, помните! Чем больше растворителя вы используете непосредственно на самом изделии, тем темнее впоследствии получится патина, образующаяся в результате его сгорания на поверхности под воздействием паяльной лампы. Если же вы хотите получить еле заметные следы потемнения, то лучше всего растворитель наносить с помощью кисти с грубой щетиной.
А для того, чтобы получить очень темный оттенок, изделие необходимо поместить полностью непосредственно в растворитель. При этом на выпуклых местах необходимо будет удалить его излишки, чтобы в углублениях оставались небольшие скопления вещества. Работая таким способом, изделие устанавливают в горизонтальное положение, чтобы растворитель не потек туда, куда не нужно. Паяльной лампой нужно будет обжигать несколько минут, равномерно перемещая огонь, чтобы не получилось чрезмерного перегревания, от которого ваше алюминиевое изделие может просто-напросто расплавиться.
После полного остывания изделия, понадобится также осторожно осветлить его выпуклые части. Для этого нужно будет протереть их ватным диском, смоченным в масле для смазывания швейной машинки, в которое добавили мельчайшую стружку абразивного порошка. Потом насухо вытереть чистой сухой тряпочкой, чтобы удалить все остатки от абразива. Вид и продолжительность эффекта от такого метода, позволяющего сделать патинирование алюминия в домашних условиях, ничем не хуже, чем от химических способов. А самое главное, намного безопаснее – вы не пострадаете от кислоты.
Подведем итоги
Алюминий представляет собой замечательный по пластическим качествам металл, который очень удобно использовать в создании различных декоративных частей интерьера. Но новизну таких изделий порой хочется заменить приятной глазу «стариной». А как это сделать, мы с вами узнали из этой статьи – патинирование алюминия в домашних условиях.

zloyqadrat 04-10-2010 20:00

наткнулся на простой способ воронения алюминия
http://rekomstroy.ru/uslugi/decorativnoe_pocritie_metallov.html
"Черная протрава для алюминия
.
Поверхность предмета из алюминия полируют сначала мельчайшим порошком наждака, затем смазывают оливковым маслом и нагревают, при частом смазывании этим маслом, над спиртовой лампой до тех пор, пока оливковое масло не окрасится в черный цвет. После этого нагревание прекращают и по охлаждении предмета вытирают масло тряпкой."

Кто-нибудь пробовал так воронить?

Gaydamak 04-10-2010 21:55

А рафинированным или нет? А подсолнечным? А если не спиртовая лампа, а газовая горелка?

Stop163 04-10-2010 22:18

отмечусь. заинтересовало

Alex*D 04-10-2010 22:42

Посмотри на дно сковородки.....
Масло сгорает - остается уголь....

Demonos 04-10-2010 23:02

Оливковое масло никак не протрава, скорее приправа.
Я много раз слышал про воронение нагретой стали в масле. Ни разу не получалось. Да и не видел качественного покрытия ни разу. С другой стороны алюминий, кроме как анодирования, ничем качественно и не покрыть. Авось и покатит.

docentus 05-10-2010 12:07

Ну,и...
Какие у нас там в пневмостроении детали из аллюминия?
Коробки, модеры,по мелочи кое что, это из мне известного.
Но покрывать коробку, или что-то подобное, таким покрытием врядли кому-то захочется. Я бы точно не стал, походу это похоже больше на копчение, с сответствующим хреновым внешним видом.
Переубедите меня-дайте фотки залитых горелым маслом качественно зачернённых аллюминиевых деталей. Очень хочу.

docentus 05-10-2010 12:11

Nik G 05-10-2010 03:48

Для аллюминия видел грунтовку в баллончике в автомаге. По ней уже краскойможно. Это со слов продавца.

Малорос 05-10-2010 10:28

quote: над спиртовой лампой до тех пор, пока оливковое масло не окрасится в черный цвет.

В далекой юности в авиационно-техническом училище нас учили, как отжечь
Д-16 для того, чтобы стал он эластичным и его можно было бы сдеформировать механически и без трещин. Нужно деталь натереть хозяйственным мылом и прогреть до его(мыла) почернения. Дать остыть. Металл становится эластичным - гнется, как чистый алюминий. Упругие свойства восстанавливаются в результате старения через несколько дней. Я это к тому, что видимо почернение оливкового масла тоже может привести к временной потере прочности. Это надо иметь ввиду.
Про чернение алюминиевых сплавов когда-то читал, что можно оксидировать в хлорном железе (после его исользования, при изготовлении печатных плат) до появления плотной серой пленки, затем натирание оливковым маслом и нагрев до почернения по описанной в топе технологии. Но сам лично этой технологией не пользовался.

Basil_84 05-10-2010 11:05

Хоз. мылом натирают скорее для определения температуры.
По тому что и без мыла делается отпуск.
http://sovet.bos.ru/html/oadiedaneaij_iadaaioea_iaoaeei.html

Малорос 05-10-2010 11:20

quote: Хоз. мылом натирают скорее для определения температуры.

Совершенно верно. Но при ремонте боевых повреждений самолета в условиях аэродрома мерять температуру нечем да и искать прибор некогда. А это простой и проверенный опыт определения температуры отпуск дуралюминия.
А Вашу ссылочку с большимм удовольствием отправил в избранное. Спасибо.

P_L_Z 05-10-2010 11:28

заинтреговали

Fake 05-10-2010 12:51

Делал я нечто похожее.
Трубу модера чернил.
Труба из Леруа 25х1.5 уже как-то обработана снаружи, матовая поверхность.
Натирал тонким слоем масла, только что бы блестела. Потом над свечкой аккуратно коптил. От качества этого копчения зависит конечный результат. Нельзя допускать "бахромы". После того как прокоптил всю трубу, грел на газу до выгорания масла. Потом опять протирание маслом и копчение. Так три раза.
Потом натирал маслицем и давал остыть. Потом мыл под краном с мылом и пользовал.
Покрытие само не слезает, но и соскребается твердыми предметами.

Покрыть таким способом точеные пробки модера не получилось. Но там и торец был из под резца. Шлифовкой я заморачиваться не стал. Оставил пробку белой.

ЗЫ Масло брал первое попавшееся. Оно оказалось оливковым. С подсолнечным не проверял.

Кайнын 05-10-2010 13:05

забавная тема.


черное - от обугливания.

Fake 05-10-2010 15:03


забавная тема.

фактически гретое масло - это олифа.
черное - от обугливания.

аналог - черная масляная краска на натуральной олифе с высокотемпературной сушкой.

В моем случае, увет давала сажа. Масло было только как связующее.
Что происходит с маслом при нагреве выше температуры э... "дымления" для меня загадка. Становится чем-то на лак похоже.

Пробовал замешивать сажу в том же масле. Не получалось равномерно нанести тонким слоем.

Кайнын 05-10-2010 15:14

quote: Originally posted by Fake:
В моем случае, увет давала сажа. Масло было только как связующее..
это и есть масляная краска - олифа (читай - масло) с пигментом:-)

MadMaks 05-10-2010 20:23

quote:
Demonos posted 4-10-2010 23:02 Я много раз слышал про воронение нагретой стали в масле. Ни разу не получалось.

Сталь можно воронить таким способом, но только не ответственные детали!
Суть в нагреве стали до температуры выгорания масла. Греем железяку и натираем промасленной тряпкой. Дыма много однако и горелым маслом воняет, но если очень надо и ничего под рукой больше нет - самое оно. Покрытие получается довольно стойкое.
Сори что не в тему.

Demonos 05-10-2010 20:26

Так то не протрава. То краска. Я-то грешным делом подумал, что масло какую кислоту может выделяет, или соль, которая с алюминием чёрный окисел даёт.

RICCI 05-10-2010 20:54

Спиртовая лампа не коптит, по любому пока не попробуешь не узнаешь.

RICCI 06-10-2010 08:47

В калёном масле вырабатывается может какой-то краситель, который и проникает в люминь.

Alter 06-10-2010 11:13

Тоже пробовал -для частого мацания руками не годится.
Есть способ с *оружейным лаком*. Сам исчо не пробовал, но если кто аисделает будет первымпроходчиком
Рецепт такой -клей БФ-2 (или БФ-4). Нигрозин. Спирт. Спирт не во внутрь .
Компоненты смешиваются и наносятся на изделие и пох алюминий или сталь. Запекается в духовке, сколько времени не знаю, сколько слоёв тоже, но для клея типо БФ -часа хватит.
Или по-другому -бакелитовый лак(составляющая БФ), паста от шариковых ручек(нигрозин), спирт(спирт) .

RICCI 06-10-2010 14:33

Запекание наверное не пойдёт, термообработка противопоказана деталей подверженных давлению и износу.

Alter 06-10-2010 15:59

quote: Originally posted by RICCI:

термообработка противопоказана


100-150 град -нормально, считай воду в ал-мет кастрюльке вскипятил .

maior 0763 06-10-2010 17:45

я давно так делаю -вороню в масле. любом.
делаешь так -нагревашь -и в масло. вытаскиваешь -греешь газовой горелкой пока масло не прогорит. потом опять в масло -раз 30. покрытие прочно. только с металлом снимается.
а вот тут и трамбл -аллюминий таки мягкий и царапается легко. тем не менее восьмерка уже полгода стоит -нормально так

RICCI 06-10-2010 18:15

Всё, это и резик и коробку из дюраля, а до какой степени надо греть? поподробней пожалуйста.

UZ Mergan 06-10-2010 19:23

Что прицел воронили что-ли?

maior 0763 08-10-2010 04:24

нет.заворонена только восьмерка. резик греть наверное не надо.
грел так что бы масло начало шипеть после окунания. потом вытаскиваешь и греешь до тех пор -пока масло не прогорит. дальше греть не надо -сразу окунать. не менее 30 раз.
вначале будут коричневые разводы -потом все темнее и темнее.

Demonos 08-10-2010 08:20


Надо пробовать. У меня после пайки алюминия от фиксирующей медной проволоки в лаковой изоляции, на надульнике коричнивые полоски остались. Въелось глубоко. Но и температуру поднимал, скажем так, выше температуры горения углерода. Ориентировался по исчезновению сажи с изделия
Вот опять ведусь на божественно простой способ с огнём и маслом.

Fake 08-10-2010 09:33

quote: Originally posted by Demonos:

А оценивать то, что масло на алюминие прогорело, как? Типа "больше не дымит"? Алюминий не отпускается?


Я по дыму ориентировался. Люминь, скорее всего, отпускается. Но я модер чернил, там это не критично.
После того как перестало дымить, дальше греть не советую - выгорит то что налипло. В масло я не кунал, а протирал трубу ватным тампоном, смоченным в масле.

Fake 09-10-2010 12:17

Попробовал сейчас на дюралевой перегородке модера. Достаточно одного оливкового масла. Прогревал на газу. В масло не кунал, протирал промасленным тампоном. Тонким слоем. После третьего захода вся поверхность гарантированно черная. Сделал пять заходов.
Заметил пару особенностей.

При промасливании нельзая допускать кипения кали масла на поверхности. Получается "пупырь", который потом облетает и оголяет металл. Надо постоянно протирать поверхность, создавая тонкий слой, который начинает дымить.

Передерживать на огне тоже не стоит. Погрел секунд пять, отвел от огня - если дымит, то греешь дальше, перестало дымить - промасливание.

После последнего нагрева нельзя охлаждать водой - вода закипит и точечно оторвет покрытие. Только охлаждение на воздухе.

Как писалось выше, покрытие не особо стойко к механическому воздействию, по прочности сильно проигрывает аноксу, но в качестве колхозного покрытия для макетов ИМХО годится.

Marniftarr 09-10-2010 12:53

Господа, всё это хорошо но мех прочности у окислов нет. Они хороши в производственных масштабах. Для своего любимого крыса нужна качественная технолонгия.

Как результат крыс приобрел вот такой внешний вид:

Первый фото в топике

Я пробовал наносить этот лак на только что отвороненную химическим способом сталь.. Покрытие остется чёрным, стальным на вид, но прочным под действием этого лака. Вобщем если у кого есть пульвер, компрессор и опыт работы с покрасами - крайне рекомендую. Ну на кайняк если такой лак не достать, можно юзать двухкомпонентную Duxone краску для авто. Кстати, при наличии матового колера, этой краской можно покрасить под порошок. Она по мех свойствам напоминает эпоксидку.
Окислы к сожалению не стойкие:-(

Fake 09-10-2010 13:33



Помучасвшись с окислами я на вооружение взял керамический лак.
Он настколько прочный (на износ прочнее керамики) что не шкурится и не полируется после 2-х дней после нанесения.. понему можно фигачитьострием ножа и покрытию ниче не буит.. ... Еще одна фишка - царапины на нем самовосстанавливаются через несоклько дней....


Если его не берет ни наждачная бумага, ни острие ножа, то откуда на нем появляются царапины, которые самозатягиваются?
И как он на люмине держится?

Marniftarr 09-10-2010 13:40

У него появляются царапины от длительно механического воздействия или от очень острых предметов. Всеже это материал земного происхождения:-) Но царапины потом затягиваются, но не до конца. Полировать такие царапины невозможно. Для полировки этого лака после окончательной полимеризации применяют алмазные абразивы и очень мощный инструмент.

Если слой лака толстый то на алюминии он будет держатся прекрасно. Если тонкий - то возможно будет ломатся от сколов. Лак довольно гибкий, он прочный на истирание но обычный на излом и скол. Поэтому на полированные поверхности его наносить лучше толстым слоем.
Если поверхность под заливку - то её нужно хорошо шкурить крупной шкуркой, наносить грунт, базу (саму краску) и уже лак. Я не грунтовал.. Нанес только базу, и дальше этот лак толстым слоем.
Еще есть гемор при его нанесении - любой огрех в покраске, будь то пылинка или сопля не исправимы.. Если что - деталь сразу кидают в ацетон, смывают весь лак с базой и красят всё заново. Поправить что то потом уже будет нельзя.. Если в течении двух часов не пмомыть пульвер - его можно выбрасывать.. Я замучался с этим лаком. Но результат стоит того.

Demonos 10-10-2010 21:59

quote: Я замучался с этим лаком. Но результат стоит того.

Вот дьявол! Где, по чём?! Хачу однозначно! Хоть немножко!

Marniftarr 11-10-2010 11:57

К сожалению не почем:-(Тот что мне выдали мои знакомые для пробы уже закончится... Дали грамм 100 ...А отдавать за лит 5 штук рублей жаба давит.. Сам сижу и ищу где бы нарыть подешевле да так чтобы не бегать с просьбами и поклонами отлить стограм..

Кайнын 11-10-2010 12:12

quote: Originally posted by Marniftarr:
Господа, всё это хорошо но мех прочности у окислов нет.
да-да, особенно непрочен сапфир - химическая формула Al2O3 (оксид алюминия).

другое дело, что сплОшность и толщина полученно пленки (а соответственно - твердость, износостойкость и т.п.) зависит от параметров процесса анодирования:-)

Fake 11-10-2010 13:43

Кстати, до кучи. Пробовал подсолнечное рафинированное масло. Требуется больше подходов и покрытие получается хуже, с коричневыми пятнами.
Моторная синтетика только сильно воняет и не дает окраски. Правда, пробовал только 1 раз, уж очень сильно воняет.

Marniftarr 11-10-2010 23:07

quote: Originally posted by Кайнын:

кстати, при анодном оксидировании (анодировании) алюминия на его поверхности образуется как раз этот самый оксид

Оно то да..но кто будет дома городить гальванованны, растворы чтобы один раз анодировать? И при том что все равно от царапин не избавишся.. ?!!?!

Кайнын 11-10-2010 23:24

quote: Originally posted by Marniftarr:
Оно то да..но кто будет дома городить гальванованны, растворы чтобы один раз анодировать? И при том что все равно от царапин не избавишся.. ?!!?!
ты не передергивай.

анокс твёрдый (это термин такой) обычный надфиль не берёт.
ты же заявлял - "прочности нет".

теперь ещё и "городить растворы" тебе не нравится.

Marniftarr 15-10-2010 12:28

quote: Originally posted by Кайнын:

а твоим лаком, который еще и достать сложно, красить проще, что ли?

Ну как сказать - уже не проще.. Не дают вторые 100 грамм на пробу:-) Буду преходить на эпоксидные двух копонентные лаки..

quote: Originally posted by Кайнын:

анокс твёрдый (это термин такой) обычный надфиль не берёт.ты же заявлял - "прочности нет"

по поводу анокса. Спусковой крючек. АЛюминий. Покрыт не краской. на вид глянцевая черная корка. Изготовитель заявлял что покрытие анокс. Ногтями не "счесыватся"... На ощупь не полимер. Не колется.. Надфилем стачивается без проблем.. Анокс это?

Demonos 15-10-2010 12:31

quote: Анокс это?

А хз.

Alter 15-10-2010 08:47

quote: Originally posted by Marniftarr:

Ногтями не "счесыватся"... На ощупь не полимер. Не колется.. Надфилем стачивается без проблем.. Анокс это?


Подпадает под обычную автомобильную краску типа акрил.

Каждый из нас сталкивался с таким определением, как анодирование, которое применяется, в частности, к алюминиевым изделиям. Этот металл в чистом виде или его сплавы хорошо подходят для изготовления разных поделок, чем пользуются многие домашние умельцы. Металл имеет малый вес, обладает высокой прочностью и легко поддается обработке. Но что самое ценное, он стоек к коррозии. Многие умельцы проводят в домашних условиях.

Но для чего это делается, ведь материал сам по себе достаточно прочный и выглядит неплохо? Однако, несмотря на все достоинства, у него есть и слабые стороны. И его главный недостаток - это взаимодействие с воздухом, в результате чего происходит реакция окисления. Это приводит к образованию налета, который существенно затрудняет покраску изделий. К тому же сам вид алюминия далек от совершенства. Именно по этой причине алюминий подвергается процедуре анодирования.

Что такое анодирование?

Согласно ГОСТам, анодирование именуется анодным оксидированием. Главным итогом электрохимического процесса анодирования алюминия становится образование более прочного оксидного покрытия.

Дело в том, что в ходе окисления металла на его поверхности образуется защитная пленка, которую легко повредить. Вся суть анодирования сводится к укреплению этой пленки, а не в нанесении какого-либо покрытия, что обычно происходит при хромировании или цинковании изделий. Пленка образуется из самого алюминия.

Процесс очень схож с другой технологией - воронением Анодированию подвергаются не только изделия из алюминия, магний и титан тоже при необходимости подвергаются такой защитной обработке.

Необходимость анодирования и его способы

Что может дать анодирование алюминия в домашних условиях металлу? Прежде всего способность противостоять коррозии существенно повысится. Более прочная оксидная защитная пленка будет держаться очень долгое время и не отслоится.

Помимо этого есть еще ряд преимуществ, которые дает технология анодного оксидирования:

  • Сглаживает поверхность алюминиевых изделий, то есть скрывает некоторые дефекты (царапины и повреждения точечного характера, сколы, полосы) и придает однородность металлу.
  • Красочные покрытия лучше держатся на таком металле за счет приобретения матовой поверхности.
  • профили отличаются улучшенными защитными свойствами.
  • придает металлу более привлекательные черты.
  • Большая толщина защитной пленки.
  • Возможность для различной имитации - серебро, золото, жемчуг и прочее.

Что касается анилиновых красителей, то здесь существует много вариантов. К тому же анодирование может выполняться разными способами:

  • холодным;
  • твердым;
  • цветным.

Рассмотрим их вкратце ниже.

Холодное анодирование

В домашних условиях зачастую используется холодная методика анодирования алюминия. Многие компании, которые предлагают услуги в этой области, также в основном специализируются на таком способе. Диапазон рабочей температуры составляет от -10 до +10 градусов, из-за чего методика и зовется холодной.

Среди достоинств анодирования алюминия в домашних условиях этим способом можно выделить получение более толстого защитного покрытия, что повышает стойкость к коррозии.

Только обработанные изделия сложно обрабатываются органическими красочными материалами. Хотя цвет металл приобретет в любом случае, причем оттенок может быть оливковым, сероватым или черным.

Твердое анодирование

Результатом твердого анодного оксидирования является получение особенно прочной защитной пленки. Во многом за счет этого данная технология успешно используется в огромных масштабах:

  • промышленность;
  • авиастроение;
  • автомобилестроение;
  • строительство.

Особенностью твердого анодирования алюминия является применение сразу нескольких электролитов. Помимо использования серной кислоты, участвует и ряд прочих аналогов: щавелевая, серная, лимонная, винная и борная. И это в ходе одного только процесса, при котором плотность тока постепенно повышается.

Прочность защитного покрытия увеличивается за счет структурных изменений.

Цветное анодирование

Суть этого метода заключается в изменении цвета металла. При этом можно выделить 4 основные методики:

  1. Адсорбция - изделия погружаются в специальную ванну либо в красящий раствор, разогретый до необходимой температуры.
  2. Электролитическая (черное анодирование алюминия) - изначально получается бесцветная пленка, после чего происходит окунание алюминиевых изделий в кислый солевой раствор. В строительстве широко распространен черный цвет, но можно получить и слегка бронзовый оттенок.
  3. Интерференционная - методика схожа с электролитической, но при этом создается особенный светоотражающий слой, за счет чего цветовая палитра гораздо больше.
  4. Интегральная - суть этого метода заключается в смешивании электролита и органических солей.

Как можно понять, цветное анодное оксидирование позволяет приобрести новый оттенок цвета, в зависимости от предпочтений.

Домашняя технология

В промышленности анодирование металлов производится при участи серной кислоты, но проводить анодирование алюминия в домашних условиях с ее использованием крайне нежелательно в силу выделения большого количества газа. Стоит только образоваться малейшей искре, и тогда не избежать печальных последствий. Сама методика остается неизменной, но вместо кислоты используется сода.

Но прежде стоит подготовить «оборудование»:

  • несколько ванночек;
  • проводку;
  • АКБ или выпрямитель (источник тока);
  • реостат;
  • амперметр.

Непосредственно для самого процесса нужны именно алюминиевые емкости. Две прочие нужны для приготовления растворов, для чего пригодятся изделия из стекла или пластика.

Подготовка альтернативного электролита

Для приготовления растворов для анодирования алюминия своими руками (содового и солевого) нужна только теплая дистиллированная вода. Компоненты для смешивания выдерживают в пропорции 1 к 9 (сода или соль - вода).

Растворы хорошо перемешиваются, после чего им необходимо настояться. А через некоторое время их нужно перелить в другие емкости, причем стараться исключить попадание содового осадка. Конечный результат процедуры будет зависеть от чистоты раствора.

Перед тем как деталь подвергать обработке, ее нужно очистить, при необходимости отшлифовать поверхность и обезжирить. Толщина пленки не более 0,05 миллиметра, поэтому она не может скрыть видимые дефекты.

Непосредственно перед процессом нужно смешать подготовленные растворы в одной емкости.

Электрохимический процесс

Посуда, в которой будет производиться анодирование, должна полностью вмещать обрабатываемое изделие. В то же время оно не должно касаться дна емкости. Здесь уместен любой из удобных вариантов, достаточно проявить смекалку. Крепление детали тоже нужно хорошо продумать, так могут остаться следы, которых в идеале не должно быть.

Согласно технологии анодирования алюминия, источник питания подключается следующим образом: «плюс» подается на деталь, а «минус» - на ванну. Продолжительность процедуры составляет не менее 30 минут. Изменение окраса изделия будет свидетельствовать об окончании процесса. Можно отключать АКБ (обычно он используется чаще) и вынимать деталь.

Обработанное изделие хорошо промывается, а чтобы избавиться от остатков раствора, можно подержать его какое-то время в марганцовке. После его еще раз нужно промыть в холодной и теплой воде (попеременно) и просушить. При правильном подходе деталь будет отличаться светло-серым оттенком, равномерно покрытым по всей поверхности. Пятна, разводы или потеки должны отсутствовать.

Завершающий этап

Необходимо довести процедуру до конца, поскольку образовавшаяся пленка характеризуется наличием микропор, которые не идут на пользу. Их нужно закрыть, для чего деталь нужно прокипятить в дистиллированной воде также полчаса.

По завершении и при желании деталь можно покрасить или покрыть бесцветным лаком. Хотя металл в процессе приобретает естественный окрас, который зависит от состава обрабатываемой детали. Обычно оттенки могут варьироваться от зеленого до темного, но зачастую получается анодирование алюминия в черный цвет. Чтобы придать детали другой желаемый цвет, деталь погружают в раствор с анилиновыми красителями (10 %).

Как видно, анодирование алюминия можно выполнить и у себя дома, но из всех способов доступен только холодный метод, так как он более безопасен. К тому же особой разницы между видом раствора практически нет (сода или кислота) результат в любом случае будет одинаковый. Главное, придерживаться инструкции.

Как известно, изделия из алюминия и его сплавов достаточно быстро и неравномерно окисляются, в результате чего тот же корпус самоделки покрывается серыми пятнами. Этого можно избежать, если провести анодирование поверхности. В результате металл равномерно покрывается пассивной пленкой, которая препятствует дальнейшему окислению. При желании анодированную поверхность несложно окрасить обычным анилиновым красителем.

Для того, чтобы провести анодирование, ничего особенного вам не понадобится. Нужна пищевая сода, поваренная соль, вода, алюминиевая емкость и источник постоянного напряжения на 12 В, обеспечивающий ток до 2 А.

Для приготовления электролита готовят два раствора – насыщенный соды и насыщенный соли. Для этого соль и соду отдельно растворяют в кипяченой воде комнатной температуры. Для получения качественных насыщенных растворов растворение нужно вести не менее получаса периодически добавляя соль (соду) и помешивая. После этого оба раствора отстаивают 15 мин и процеживают.

Для приготовления электролита понадобится 9 частей раствора соды и 1 часть раствора соли. Все операции проводят в стеклянной посуде.

Перед анодированием заготовку нужно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, обезжирить в горячем растворе любого стирального порошка и промыть проточной водой. После этого заготовки касаться руками нельзя. Анодирование ведется током плотностью 12 мА/см 2. Для вычисления общего тока (в амперах) придется посчитать общую площадь детали (в см 2)и умножить на 0.015.

Анодирование ведется в алюминиевой емкости, которая исполняет роль отрицательного электрода. Положительный полюс батареи через реостат, выставленный на максимальное сопротивление, подключают к детали и погружают ее (деталь) в электролит. После этого величину тока доводят до расчетного значения. Процесс анодирования длится около 90 мин. При этом деталь покроется голубовато-серым налетом. По окончании процесса деталь извлекают из ванны и промывают в проточной воде тампоном, смоченным в марганцовке. Покрытие получается ровного серого цвета и, как было сказано выше, хорошо окрашивается.

Для окраски понадобится анилиновый краситель любого цвета. Красящий раствор содержит 15 г красителя и 1 мл уксусной кислоты (на 1 л воды). Раствор подогревают до 60…80°С. Время выдержки зависит от желаемой насыщенности цвета и контролируется визуально (обычно 5-15 мин).

Промышленный и кустарный метод анодирования алюминия

Анодирование алюминия (анодное оксидирование) – это процесс, в результате которого на поверхности металла образуется оксидное покрытие. Основная задача оксидного покрытия – защитить поверхность алюминия от окисления, возникающего из-за взаимодействия этого металла с воздухом. Анодирование призвано не уничтожать пленку, образовавшуюся при окислении (она выполняет защитную функцию), а сделать ее более прочной. В этом отношении анодирование похоже на такой метод, как воронение окислением.

  • Технология анодирования
  • Подготовительный процесс
  • Химическая обработка
  • Закрепление
  • Другие способы анодирования
  • Приготовление раствора
  • Анодирование

Технология анодного оксидирования используется для укрепления не только алюминия и его сплавов, но и других металлов. К примеру, оксидные покрытия используются для защиты титана и магния.

Помимо укрепления поверхностного слоя, анодирование преследует следующие цели:

  • сглаживание различных дефектов поверхности (сколов, царапин и т.п.);
  • повышение адгезивных качеств материала (краска значительно лучше сцепляется с оксидной пленкой, чем с голым металлом);
  • улучшение внешнего вида металла;
  • придание металлу различных декоративных эффектов (к примеру, можно создать имитацию золота, серебра, жемчуга).

Технология анодирования

Процесс анодирования можно разделить на три части:

  • подготовительный процесс;
  • химическую обработку;
  • закрепление.

Подготовительный процесс

На этом этапе алюминиевый профиль подвергается механической и электрохимической обработке. Под механической обработкой понимается очистка металла, его шлифование и обезжиривание. Далее изделие кладут сначала в щелочной раствор для травления, а затем перекладывают в кислотный для осветления. Завершается подготовка промывкой поверхности. Причем промывка осуществляется несколько раз, чтобы полностью удалить кислотные вещества с металла.

Химическая обработка

Химическое оксидирование алюминия представляет собой обработку металла в электролите. В качестве электролитов используются растворы различных кислот (серной, хромовой, щавелевой, сульфосалициловой). Порой в растворы добавляют соль или органическую кислоту.

Наиболее распространенный электролит – серная кислота. И все же этот электролит не применяется для обработки изделий сложной формы, на которых имеются небольшие отверстия или зазоры. В таких случаях предпочтительна хромовая кислота. А вот щавелевая кислота позволяет значительно улучшить разноцветные изоляционные покрытия.

Химическое оксидирование алюминия

Качество процесса зависит от нескольких составляющих, в числе которых концентрация, температурный режим и плотность тока. Высокие температуры способствуют ускорению анодирования. Причем пленка образуется мягкая и высокопористая. Если необходимо твердое покрытие, применяется более низкая температура.

Химическое оксидирование алюминия может осуществляться при температурах от нуля, до плюс 50 градусов по Цельсию. Плотность тока может варьироваться от 1 до 3 Ампер на квадратный дециметр. Показатель электролитной концентрации может находиться в пределах 10-20%.

Закрепление

После оксидирования металл выглядит, как пористая поверхность (даже при использовании холодного режима). Чтобы поверхность была достаточно прочной, эти поры нужно перекрыть. Делается это одним из трех способов:

  • окунанием изделия в горячую пресную воду;
  • обработкой паром;
  • размещением металла в так называемом «холодном растворе».

Обратите внимание! Если изделие будет окрашиваться, процесс закрепления не нужен, поскольку лакокрасочный материал естественным образом заполнит имеющиеся поры.

Существует три разновидности оборудования для оксидирования алюминия:

  • основное (ванны);
  • обслуживающее (обеспечение работы);
  • вспомогательное (подача изделий в ванну, проведение подготовки, складирование и т.п.).

Другие способы анодирования

Помимо классического способа, описанного выше, также может применяться твердое, микродуговое и цветное анодирование. Вкратце об этих способах обработки металла будет рассказано ниже.

Задача твердого анодирования – получить особо прочную микропленку. Методика нашла широкое распространение в авиастроении, автомобилестроении и строительстве. Особенность технологии состоит в том, что задействуются не один, а сразу несколько электролитов. К примеру, в рамках одного процесса могут применяться щавелевая, серная, лимонная, винная и борная кислоты. В ходе анодирования плотность тока постепенно увеличивается, и благодаря структурным изменениям в ячейках пленка приобретает повышенную прочность.

Схема микродугового оксидирования

Микродуговое оксидирование – это электрохимический процесс, в котором поверхность алюминия окисляется, и в это же время между анодом и электролитом происходят электрозарядные явления. Методика позволяет получать особенно качественные покрытия с высоким уровнем износостойкости и адгезии.

Еще один способ анодирования – цветное. Как видно из названия, основная задача процесса – изменить цвет детали.

Существует четыре способа цветного анодирования:

  1. Окрашивание методом адсорбции. Осуществляется путем погружения изделия в электролитную ванну. Также возможно окунание детали в раствор с красящим веществом, разогретым до заданной температуры.
  2. Электролитическое окрашивание (другое название – черное анодирование). Вначале получают бесцветную пленку, а затем окунают металл в кислый солевой раствор. На выходе цвет изделия может разниться от черного, до слабого бронзового оттенка. Черные тона алюминия особенно востребованы в строительной отрасли.
  3. Интерференционное окрашивание. Технология схожа с электролитическим окрашиванием, но за счет создания особого светоотражающего слоя цветовые оттенки получаются гораздо разнообразнее.
  4. Интегральное окрашивание. Технология представляет собой смешивание электролита с органическими солями.

Анодирование в домашних условиях

Самостоятельное анодирование практически всегда осуществляется по холодной методике. Такой же технологии придерживается и большинство компаний, предоставляющих подобные услуги. Холодной методика называется из-за того, что в процессе создания пленки нет нужды в высоких температурах: рабочий диапазон температур колеблется между -10 и +10 градусов по Цельсию.

Достоинства холодного анодирования:

  1. Поверхностный слой получается достаточно толстым благодаря тому, что скорость роста и растворения оксидной пленки с ее наружной и внутренней стороны различаются.
  2. Пленка выходит очень прочной.
  3. Обработанный металл отличается высокой стойкостью к коррозии.

Единственный недостаток методики состоит в сложности дальнейшей окраски металла материалами, основанными на органике. Однако металл, вне зависимости от его характеристик, в любом случае получает окраску естественным образом. Цвет может различаться от оливкового, до черного или сероватого.

Для проведения работ понадобится следующее:

  • ванны (алюминиевые емкости для анодирования, а также пара стеклянных или пластиковых – для изготовления растворов);
  • алюминиевые соединительные провода;
  • источник напряжения на 12 Вольт;
  • реостат;
  • амперметр.

Приготовление раствора

Как уже говорилось выше, основной электролит для анодирования – серная кислота. Однако вне пределов производственного помещения использование такого электролита опасно. Поэтому в домашних условиях обычно используют соду.

  1. Приготавливаем 2 раствора – содовый и соляной. Компоненты засыпаем в емкости с дистиллированной теплой водой в пропорции 1 к 9.
  2. Хорошо перемешиваем раствор и даем ему настояться.
  3. Сливаем раствор в другую емкость таким образом, чтобы туда не попал содовый осадок. От чистоты раствора в значительной степени зависит результат анодирования.

Анодирование

Прежде всего, нужно подготовить деталь. Задача подготовительного процесса - очистить, отшлифовать и обезжирить поверхность перед анодированием. Если на изделии не убрать видимые дефекты, полученная пленка не сможет их скрыть, так как ее толщина не превышает 1/20 миллиметра. Прямо перед анодированием смешиваем оба раствора в одной посуде.

Емкость для анодирования должна быть достаточно объемной, чтобы в нее можно было полностью погрузить деталь. Кроме того, деталь должна быть зафиксирована так, чтобы не касаться дна посуды. Для этого можно использовать стойку или любой другой вариант – на личное усмотрение. Также нужно вдумчиво подойти к вопросу крепления детали, так как после анодирования в местах фиксации останутся следы.

Ток подается, по крайней мере, 30 минут. На необходимость завершать анодирование указывает изменение цвета детали. Когда деталь готова, напряжение отключаем, а металл извлекаем из ванночки.

После изъятия тщательно промываем заготовку. Чтобы результат был качественным, на 15 минут кладем металла в марганцевый раствор. Затем вновь промываем деталь сначала в теплой, а затем в холодной воде. Далее высушиваем металл. Если технология не нарушена, изделие приобретет светло-серую тональность. На качественно проделанную работу указывают равномерный цвет поверхности, отсутствие потеков и пятен.

Завершающая стадия анодирования – закрепление пленки. Необходимо закрыть микроскопические поры, имеющиеся в пленочном покрытии. Для этого кладем металл в емкость с дистиллированной водой и кипятим в течение получаса.

По желанию можно также покрасить или отлакировать металлическую поверхность. Лакокрасочный слой наносится методом погружения.

Итак, анодирование алюминия может осуществляться разными способами. Однако лишь холодная обработка металла содовым и соляным растворами доступны в домашних условиях. Также стоит заметить, что при соблюдении технологических требований вне зависимости от вида раствора отсутствует существенная разница в качестве полученных поверхностей.

Анодирование алюминия в домашних условиях

В защите от ржавчины и коррозии нуждается каждый металл, в том числе и алюминий, который очень часто используется обывателями в домашних условиях. Если создать на поверхности алюминия плотную и толстую окисную пленку, этого будет вполне достаточно для торможения дальнейшей коррозии, что получается в процессе проведения анодирования алюминия. Самые механически прочные и стойкие пленки получаются при низкотемпературном тонкослойном анодировании алюминия, чем вы и будете заниматься.

Вопросы безопасности

Провести качественно анодирование в домашних условиях — несложно. Безопаснее и удобнее заниматься данной работой на улице или балконе. В ходе процесса вас ждет несколько опасных для здоровья моментов.

Кислота является очень едкой штукой. Хотя она и находится в сильно разбавленном виде и вызывает при попадании на кожу всего лишь слабый зуд, но если она попадет в глаза — может спровоцировать серьезнейшие травмы! Потому желательно при анодировании стали работать в защитных очках и под рукой всегда иметь ведро с водой или слабым содовым раствором.

Во время процедуры анодирования совершается выделение на аноде кислорода, а на катоде — водорода. После смешивания этих газов они образуют известный гремучий газ, который, в принципе, является тем же динамитом. Поэтому при анодировании в закрытом помещении можно погибнуть от первой искры.

Подготовительные работы

Помните, что детали после анодирования становятся больше по размерам. Толщина защитного анодного слоя обычно составляет 0,05 миллиметров. К примеру, резьбы, что раньше закручивались впритирку, после процесса анодирования вообще перестанут закручиваться, так как болту в гайке в этом случае станет теснее на 0,2 миллиметра. А шлифовать анодированную практически невозможно.

Полезно отполировать изделия до зеркального блеска на полировочном кругу. Таким образом, сильно выиграет эстетика детали и снизится вероятность при анодировании «прогара9raquo;. К слову сказать, анодный слой не маскирует дефекты поверхности — они будут заметны и на обработанном изделии.

Перед гальваникой алюминий нужно хорошо обезжирить. Не стоит держать металл в горячем едком натрии или калии, как это рекомендуется в заводских технологиях, потому что заметно портится чистота поверхности. Лучше использовать кусок хозяйственного мыла и зубную щетку, ведь вам предстоит работать с мелкими деталями. Сначала промойте изделие в теплой воде, затем в холодной.

Очень эффективно действует стиральный порошок: его нужно растворить в горячей воде в пластиковой емкости. Затем следует высыпать туда изделия и хорошо потрясти посудину. После промывки тщательно высушите детали горячим воздухом. Не переживайте за мелкие следы жира: после обезжиривания изделие в руки брать можно, потому что слой жира с пальцев окисляется кислородом моментально.

Изготовление электролита

Электролитом для анодирования в домашних условиях служит раствор в дистиллированной воде серной кислоты. Можно использовать и обычную воду из крана, но если можете взять дистиллированную - лучше выбрать её, так как в первом случае немного портится равномерность процесса — распределение на поверхности детали плотности тока.

Серную кислоту глупо делать самостоятельно, а вот дистиллированную воду — очень просто! Если на улице нет снега или дождя, то лед в морозильнике найдется всегда. Добыть дистиллированную воду и серную кислоту можно в местном автомагазине запчастей, ведь эти ингредиенты применяются с целью обслуживания аккумуляторов автомобилей.

Однако там продается кислота в разбавленном виде до плотности 1,27 грамм на сантиметр кубический под названием «Электролит для свинцового аккумулятора». Вам нужно этот электролит смешать с дистиллированной водой в пропорции 1:1.

Если вы возьмете стандартную 5-литровую канистру с электролитом и столько же воды, то в результате вы получите 10 литров раствора для анодирования. Этого хватит для мелких деталей, а для крупных стоит удвоить это количество.

Помните, что при смешивании кислоты с водой будет выделяться много тепла. Если налить воду в кислоту, она моментально вскипит, брызгая в лицо! Именно поэтому рекомендуется лить электролит в емкость с водой тонкой струей, постоянно помешивая стеклянной палочкой. И лучше одеть защитные очки! При попадании кислоты на одежду или кожу следует её немедленно смыть струей воды и промыть раствором соды.

Режимы обработки

Температура процесса анодирования металла составляет -10 — +10 градусов Цельсия. Растущий слой ниже -10 вполне хорош, однако не хватит напряжения, которое выдается блоком питания, для поддержания необходимой силы тока. Выше +10 градусов защитная пленка хоть и будет формироваться, но она получится нетвердой и бесцветной.

Однако рекомендуется прекращать процесс анодирования уже при 5 градусах выше нуля. А дело вот в чем, в углу ванны и на поверхности детали наблюдается разная температура, а при анодировании выделяется много энергии в виде тепла.

Но если не обеспечено принудительное перемешивание електролита, нельзя верить термометру! Однако перемешивать электролит стоит постоянно, ложкой, воздухом, насосом, это нужно для выравнивания температуры на поверхности изделия из алюминия. Иначе на детали образуются участки местного перегрева, а затем — пробои и растрав детали.

Анодная плотность тока должна находиться в пределе 1,6 — 4 Ампер на квадратный дециметр. В таких пределах будет нарастать красивый, окрашенный и плотный защитный анодный слой. Лучше всего додерживаться плотности тока от 2 до 2,2 Ампера/дм2. При меньшей силе тока покрытие будет расти медленно нетолстое. При большей силе тока, чем 4 Ампера/дм2 может возникнуть электрический пробой, и изделие будет быстро растравливаться.

Катодная плотность тока должна быть низкой. Чем ниже этот показатель, тем лучше, потому что это обеспечивает равномерный и мягкий режим распределения плотности тока по поверхности обрабатываемой детали, особенно если она большая. Поэтому запомните, что площадь катода из свинца должна быть в два раза больше площади детали (анода).

Процесс анодирования алюминиевого профиля не оговаривает значения напряжения анод-катод. Однако если ваша цепь имеет ненулевое сопротивление, то нужен приличный вольтаж блока питания. Причем желательно, чтобы вы использовали блок питания с несколькими выходными напряжениями. И вот почему.

Защитный слой, который растет на изделии, диэлектрик. По мере его возрастания постоянно растет его электрическое сопротивление. Чтобы поддерживать требуемую плотность тока, на протяжении всего процесса необходимо регулировать несколько раз силу тока при помощи переменного резистора.

Однако напряжения может не хватить, когда анодный слой станет достаточно толстым. В этом случае нужно добавить напряжения. Поэтому блок питания должен обеспечить на выходе хотя бы два напряжения.

Ванна для анодирования

Перед работой необходимо подготовить оборудование для анодирования. Обычно требуется несколько ванн: для обработки маленьких деталей, недлинных и длинных изделий. Они должны быть из алюминия. Подходящим вариантом также является полиэтилен. В качестве маленькой емкости можно использовать пищевой контейнер или длинный цветочный пластиковый горшок.

Дно и стенки пластиковой ванны желательно покрыть листами алюминия. Можно из листа алюминия вырезать выкройку и согнуть импровизированную «емкость9raquo;. Смысл этого заключается в обеспечении равномерной плотности тока со всех сторон изделия.

Ванна должна отличаться хорошей теплоизоляцией корпуса, иначе в противном случае электролит будет в ней нагреваться слишком быстро, и его придется чаще менять. Самым простым решением станет оклейка ванны толстым слоем пенопласта - 2-4 сантиметра. Также можете закрепить ванну внутри коробки и промежуток залить строительной пеной.

После этого следует изготовить для ванны свинцовый катод. Его можно сделать из листового свинца, сняв последний с толстых электрокабелей. Напомним, что площадь катода должна в два раза превышать площадь поверхности обрабатываемого изделия. При этом не учитывается поверхность катода, которая прислонена к стенке. В катодной пластине должны присутствовать отверстия для выхода газа.

Вы можете собрать катод из нескольких кусков свинца, если нет одного. Куски рекомендуется паять мощным паяльником, толстым швом вдоль стыков. Постарайтесь, чтобы катод повторял конфигурацию поверхности детали, обращенной к нему. Вывод из ванны контакта выполните полоской того же материала. Хотя также принято использовать и толстый медный провод в изоляции. Место припайки изолируйте силиконовым герметиком.

Процесс анодирования

Итак, в пластиковую ванну вы залили электролит, на выходе имеется блок питания с током. Для регулирования силы тока к цепи при анодировании титана или алюминия подключите проволочный переменный резистор. В емкости находятся 2 предмета: свинцовый катод в виде пластины и анод - обрабатываемое изделие. При подаче на них тока происходит выделение кислорода и начинает расти анодный защитный слой.

При создании качественного электрического контакта между свинцом и деталью вы будете наблюдать микропузырьки кислорода, что медленно поднимаются со всей поверхности изделия. Их диаметр крайне мал, их течение напоминает струйки дыма. Длительность процесса стоит контролировать визуально — по окрасу детали.

Для мелких деталей она составляет 20-30 минут, для больших изделий — час-полтора.
После того, как деталь полностью покроется налетом серо-голубого цвета, её следует достать из ванной, вымыть под струей холодной воды и протереть ваткой, что смочена в крепком марганцовом растворе, для удаления побочных продуктов реакции. Поверхность должна быть блестящей, светло-серой, гладкой.

После процесса анодирования дома некоторые изделия приобретают темно-матовый оттенок, все зависит от режима анодирования. Для окраски анодированных изделий погрузите их в раствор анилинового красителя, что подогрет до 50—60 градусов по Цельсию. Перед работой раствор профильтруйте, потому что мелкие крупинки нерастворившегося красителя способны образовывать на поверхности металла пятна. Интенсивность окраски обычно составляет не больше 15—20 минут.

После того, как деталь приобрела красивый оттенок и твердый, не рыхлый защитный слой, необходимо его зафиксировать. Дело в том, что это покрытие на микроуровне имеет пористую структуру, которая является проницаемой для воздуха и воды. Такой слой металл хорошо защищает от механических повреждений, но слаб против химического.

Существует несколько методов, которые помогают закрыться микропорам. Самый простой - проварить после анодирования детали в кастрюле в воде в течение полчаса. Лучше использовать дистиллированную воду. Также детали можно подержать на паровой бане, также на протяжении получаса.

Вы уже знаете, что существует несколько технологий анодирования алюминия и деталей из него. Они отличаются условиями рабочего процесса, а если быть конкретнее - то температурой електролита, которая является основным фактором, который влияет на качество анодного защитного слоя. В домашних условиях предпочтительнее выбрать вариант холодного анодирования, ведь в этом случае покрытие получается качестве и толще, а деталь приобретает красивый оттенок и блеск.

Статьи по теме

вопросец возник: имеются в наличии алюминиевые детальки анодираванные и окрашеные в зеленый цвет, цвет этот мне не нравиться, можно ли их по новой перекрасить, используя анилиновый краситель, не снимая анодированное покрытие или если снять анодировку в щелочи окраситься ли не анодированный люминий в красителе?
окрасить хочу в черный или темносерый цвет

Покытие зеленого цвета пожожего на “хаки”- это твердый анод. Очень прочное и износостойкое покрытие. Это не специально крашено-это натуральный цвет твёрдой анодной корки.

“зелёная” поверхность на дюрале, это ешё не твёрдое покрытие, основное назначение, это всё же защита от корозии. Плёнка образуется серого цвета, заполнение пор хромпиком создаёт зеленовато-жёлтую окраску. Можно повысить твёрдость покрытия (любого цвета!) проводя анодное травление при низких температурах(!) -(9-16градусов С!) Поверхностная твёрдость соответствует сапфиру(!) Любое окрашивание анодной плёнки (перед закрытием пор!) очень стойкое и не выгорает! Если выгорает, или стирается с поверхности, то это нарушение режима или другие ошибки! При образовании анодной плёнки происходит “рост” поверхности — немного изменяются геометр.параметры деталей если требуются точные размеры, это надо учитывать! По сравнением с химическим окрашиванием, анодирование на много толще и прочнее (долговечнее).
Ок.30-ти лет назад анодированы мной детали бобышки (Д16т) в чёрный цвет, окрашены “красителем для шерсти”(водный раствор…)

Можно анодировать сразу две детали на переменном токе.

О!
А это- как? Тут уже Нобелевкой попахивает, на “переменном” то
То есть, один ион- прилипает к одной детали, другой-к другой?
А первый (в это время)-чем занимается? Если не секрет, конечно…
А серьёзно: анодирование- довольно капризный процесс и в домашних условиях трудно осуществимый
Гораздо проще- порошковое окрашивание. Занимает десять минут, цвет и фактура поверхности- любые (из имеющихся красок).
Прочность покрытия- чумовая, напильником с трудом пилится.
Правда, нужен пистолет малярный со статикой и- краски. Но полно фирм, которые красят на заказ.

Да НУ-у! Не надо всё усложнять! Процесс достаточно простой и надёжный… Простоту показали, но навороты с блоком питания и непрезентабельный вид канистры с кислотой и “ошмётков” свинцового кабеля — оттолкнул народ… Газов и кислотного тумана не больше чем при заряде автоаккумулятора! DiMa72- молодец! Взял, и сделал! Старая пословица: Под лежачий камень — портвейн не течёт — здесь работает…Просто не надо лениться…- Не боги — дюраль анодируют.)
Да, к стати, я делал сразу правильно: подвеска алюминиевая проволока, остальное нержавейка, и всё это в 800г. стеклянной банке, для охлаждения обкладывал льдом вокруг.

МИР УВЛЕЧЕНИЙ

Алюминий и его сплавы, как и медь (и ее сплавы), тоже можно оксидировать, причем химическое окрашивание алюминия позволяет получить цвета от желтого до коричневого.

Справочная таблица примерных цветов, получаемых на поверхности алюминия при различных способах обработки.

Растворы для оксидирования алюминия и его сплавов:

Кальцинированная сода - 40-50 г/л, хромовокислый натрий-10-15 г/л, едкий натр - 2-2,5 г/л. Температура раствора - 80-100°, время обработки - 3-20 мин.

После промывки деталь опускают на 10-15 с в 2%-ный раствор хромового ангидрида.

Хромовый ангидрид - 3-3,5 г/л, фторосиликат натрия - 3-3,5 г/л. Температура раствора-15-25°, время обработки - 8-10 мин.

Ортофосфорная кислота - 40-50 г/л, фтористый калий - 3-5 г/л, хромовый ангидрид - 5-7 г/л. Температура раствора - 15-25°, время обработки - 5-7 мин.

Двухромовокислый натрий - 200 г/л, фтористоводородная кислота - 1-2 мл/л. Температура раствора-15-25°, время обработки - 6-10 мин.

При использовании последнего рецепта на алюминиевой детали получают красивый радужный цвет с темной дымкой.

Возможно и так называемое хроматное оксидирование алюминия и его сплавов с внутренним источником электрического тока. Алюминиевую деталь надежно соединяют проводником с угольным электродом (угольный стержень от батарейки карманного фонаря, батарейки «Сатурн» и т. п.). Оба электрода, соединенные проводником, погружают в раствор следующего состава:

Азотная кислота - 200 мл/л, калиевый хромпик - 50 г/л. Температура раствора - 15-25°, время обработки - 2-10 мин.

Химическое окрашивание алюминия в домашних условиях можно осуществить следующим

способом. Алюминий покрывают каким-либо металлом (например, никелем, серебром), который окрашивается химическим путем в нужный цвет. Известно, что алюминий легче всего покрыть цинком, который можно окрасить в плотный черный и желто-зеленый цвета. В черный устойчивый цвет алюминий можно окрасить следующим образом. После цинкатной обработки деталь помещают в раствор: Сернокислая медь - 160-220 г /л, хлорноватокислый калий - 80 г/л. Температура раствора - 30-40°, время обработки-5-10 мин.
Покрытый цинком алюминий окрашивают в желто-зеленый цвет с помощью следующего раствора:

Калиевый хромпик - 200 г/л, серная кислота - 5 г/л. Температура раствора - 15-25°, время обработки - 1-2 мин.

Широкую гамму цветов можно получить методом анодирования алюминия с помощью электрического тока. Процесс анодирования, как правило, предполагает применение постоянного тока. Но в последнее время разработан метод анодирования переменным током, который приемлем и для домашних условий. Вся аппаратура состоит из трансформатора Тр, на выходе которого должно быть 12-15 В, амперметра со шкалой 3-5 А и реостата R = 30-100 Ом для регулировки тока (рис. 12).

Две детали (или две группы деталей) подготавливают и подвешивают в ванну (банку, миску и т. п.) для анодирования. Емкость должна быть стеклянной, фарфоровой или эмалированной. Детали надежно соединяют алюминиевой проволокой. Электролитом служит 15-20%-ный раствор серной кислоты или раствор бисульфата натрия (кристаллического) концентрации 250-400 г/л. Плотность тока (показания амперметра) должна быть 1,2-2 А на каждый квадратный дециметр площади детали, напряжение 10-12 В. Температура электролита не выше- 25°, время анодирования 30-35 мин.

Для дюралюминия плотность тока должна быть порядка 2-3 А/дм 2. напряжение - 12-15 В. Температура электролита 20°, время анодирования - около 25 мин.

После анодирования образуется бесцветная пленка толщиной несколько микрометров с большим количеством мелких пор. Окончательными процессами при анодировании являются окрашивание и закрытие пор. Окраску производят с помощью анилиновых красок для шерсти (продаются в хозяйственных магазинах). Концентрация краски в воде-1%, цвет по выбору. Краску растворяют в воде, фильтруют, нагревают до температуры 70-80°, деталь выдерживают в ней 2-3 мин. Деталь можно красить в любые цвета, но наиболее эффектной является окраска анодированного алюминия под золото. Под желтое золото анодированный алюминий можно окрасить раствором:

Кислотный оранжевый краситель 2Ж - 0,1 г/л, кислотный желтый краситель 3 - 0,1 г/л, кислотный черный краситель М - 0,1 г/л. Температура раствора-17-20°, время окрашивания - 5-7 мин.

Под красное золото анодированный алюминий красят раствором:

Кислотный оранжевый краситель 2Ж - 0,1 г/л, кислотный черный краситель М - 0,1 г/л. Температура раствора - 60°, время окрашивания - 5 мин.

Золотистый цвет можно получить, опустив анодированную деталь в 10%-ный раствор калиевого хромпика на 10-20 мин. Температура раствора 85-90°.

Еще один состав. Он позволяет в зависимости от времени выдержки получить цвета от светло-золотистого до темно- бронзового.

Железоаммонийные квасцы - 28 г/л, щавелевая кислота - 22 г/л, аммиак (25%) - 27 г/л. Температура раствора - 50- 60°, время окрашивания - 2-5 мин.

После окрашивания анодированного алюминия производят окончательный процесс - закрытие пор. Он очень прост. Деталь помещают в кипящую воду и выдерживают 15-20 мин.

просмотров